ГОМОФОБИЯ - нерефлексируемая, иррациональная и гипертрофированная неприязнь к гомосексуалам (преимущественно к мужчинам) - часто обусловленная страхом перед собственными сексуальными фантазиями и побуждениями.
Причинами и истоками гомофобии являются влияние религии, семейные и общественные традиции, элементарное невежество и латентная гомосексуальность.
Враждебность и предубеждение против гомосексуалов может проявляться в прямой и косвенной форме. Психологическая конверсия страха в агрессию является известным и универсальным механизмом выживания в животном мире. Иррациональный страх, лежащий в основе гомофобии, может найти свое выражение либо в прямой агрессии (физическая разрядка) - либо в форме каких-либо запретов, сплетен, историй, что соответствует невербальному проявлению агрессии. Индивидуальная тревога по поводу непознанного поведения носит оборонительный характер. При встрече с нетрадиционным поведением человек не знает, как реагировать. Социальные мифы о сексуальной распущенности гомосексуалов, об их готовности соблазнять и домогаться любого человека своего пола усиливают личностную защиту и формируют своеобразное невротическое ожидание стать "жертвой" такого интереса.
Причиной гомофобии может быть и страх гетеросексуала (вернее, человека, который считает себя таковым) потерять контроль над ситуацией и поддаться "соблазнению". Агрессия позволяет выстроить жесткие персональные границы и, тем самым, избежать вероятной ситуации усиления этого страха, т.е. непосредственного эмоционального контакта с гомосексуалом.
Согласно криминологическим исследованиям, насильственным преступлениям против геев часто сопутствует особая жестокость. Например, жертве наносятся десятки ударов ножом, тогда как уже одного удара было достаточно для убийства. Это указывает на то, что гомофобия, во многих случаях, является проявлением психического расстройства.
Во многих странах (особенно тех, где сексуальное образование находится в жалком состоянии, как, например, в России) распространены мифы о геях. Один из наиболее распространенных - это то, что, дескать, все "голубые" мужчины привлечены к малолетним мальчикам. Отсюда - ошибочное употребление термина "педераст" вместо слова "гомосексуал".
Согласно другому мифу, гомосексуалы "повинны" в распространении СПИДа. Однако данные Всемирной Организации Здравоохранения показывают, что подавляющее большинство больных СПИДом в мире - это гетеросексуалы. Лишь в Америке и Западной Европе гомосексуалы превалируют. В некоторых странах Африки зараженные составляют 25–30 процентов населения. Это означает, что большинство из них - гетеросексуалы (в противном случае, это означает, что "голубые" составляют 25–30 процентов населения этих стран, что маловероятно).
Еще один миф - это то, что определением мужского гомосексуализма является предрасположенность к анальному сексу. На самом деле дефиницией гомосексуальности является сексуальная привлеченность к людям своего же пола, вне зависимости от того, как (анально или орально) она выражается. Многие мужчины проявляют интерес к анальному сексу (в качестве активных или даже пассивных партнеров) без малейшей привлеченности к другим мужчинам. Причислять таких мужчин к гомосексуалам неправильно.
Современная гомофобия с проявлениями которой мы сталкиваемся ежедневно, имеет
давнюю историю, уходящую своими корнями в X век н.э. Мы попытались
проанализировать причины и историю ее рождения.
Анализ такого
исторического материала невозможен без применения специфической терминологии и
понятий. Несмотря на некоторую наукообразность изложенной информации, мы
постарались донести ее до вас в наиболее примелемом виде.
Первое
проявление гомофобии можно проследить в период раннего христианства. Эта
нетерпимость к гомосексуалам появилась не сама по себе, как таковая, а как
следствие борьбы христианства с другими религиозными течениями.
Гомосексуальность до этого времени не считалась чем-то предосудительным. И
изменение отношения к этому человеческому феномену связано с особенностями
политического уклада того времени.
В период раннего христианства над
Римской католической церковью нависла постоянная угроза распространения
манихейства (религиозного учения, возникшего в Персии в 216 годы н.э. и
распространившегося до Испании на Западе и Китая на Востоке. В 8-9 веках
манихейство стало преследоваться и сторонниками ислама; в дальнейшем прекратило
своё существование в качестве самостоятельной религии как в Европе, так и в Азии
к концу 14 столетия).
Полемизируя с христианством, манихейство учило, что
зло ("материя") - начало столь же самостоятельное, как и добро ("свет,
энергия") - а человек двойственен: он - творение дьявола, но сотворён всё же по
образцу небесного "светлого первочеловека" и заключает в себе элементы
света.
Большинство из манихейских религиозных групп разрешали гомосексуальное
общение. Более того, они не только разрешали, но защищали гомосексуальность,
как превосходящую над гетеросексуальностью, на том основании, что последнее
порабощает человечество в цепи беспрерывного рождения и задерживает его на
земле, и следовательно, связывает человека со "злом" .
Таким образом
поощрялись такие формы сексуальной активности, как: мастурбация, мужская и
женская гомосексуальность, анальный и оральный секс между мужчинами и
женщинами, и групповые сексуальные отношения.
Поток иммигрантов-манихеев
из Болгарии в 11 веке, привел к тому, что манихейство стало активно
распространяться во Франции. Последствие этого, дошедшее и до наших времен - с
слово "bougre", означавшее ранее "болгарин", стало синонимичным со словами
"еретик" и "гомосексуал" — и до сих пор сохранилось на английском языке, как
сленговое выражение "педераст".
Католическая церковь боролась с
манихейством, которое очень быстро приобретало популярность среди народа,
регулярными крестовыми походами против еретиков. Причиной этого было стремление
христианской Церкви сохранить свое влияние на большой территории Европы. Более
того, борьба с манихейством имела не только теологический оттенок, но и
достаточно банальные причины (жажда "наживы") - большинство верующих - манихеев,
были довольно богатыми людьми. Манихейство открыто поддерживались во Франции
графствами Тулузы, Безира,а также королем Арагона, которые присваивали
собственность Церкви на основе смены религии. Рим принимал все меры, чтобы
вернуть утраченную собственность, для этого она признавала этих людей еретиками,
и использовала гомосексуальность, как главное обвинение в ереси. Инквизиция
против еретиков приносила Церкви огромный доход в виде конфискации их
имущества.
Первое, документально зафиксированное в инквизиционных
хрониках, доказательство того, что обвинение в гомосексуальных связях
использовалось для ведения войны с еретиками и противниками христианской
идеологии, связано с крестовым походом против Генрицианства (религиозное
течение, которое призывало людей к отказу посещать храмы, и использовать
открытые места для исповедования религии, по аналогии с Христом).
Начиная с этого времени в исторических хрониках, а также в протоколах
инквизиции Римской католической церкви мы все чаще и чаще видим, что главное
доказательство еретичества заключалось в гомосексуальных
связях.