КИБЕР-СЕКС, ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕКС (английское cybernetics электронный секс; кибернетика) - секс за компьютером или с компьютером. Сюда относятся:
При К.-с. пользователь оказывается в искусственном электронном мире в кибермире. Место, где это происходит, кибер-пространство. Технологии СД-ром создают иллюзорное пространство, способное обмануть глаза и уши. К.-с. предлагает синтетический мир наслаждения, страну фантазий. В этом искусственном мире пользователь остается один на один с собой (и компьютером) - и в то же время он взаимодействует с техногенным медиумом. Этот компьютерный мир называется виртуальной реальностью, полной виртуальных, компьютерных соблазнов. Обоснование и последствия К.-с. - это спорные вопросы. Многое еще идет подспудно, даже когда средства массовой информации демонстративно берутся за эту тему. О К.-с. написано мало. Едва ли можно говорить и о какой-либо серьезной научной дискуссии.
С одной стороны, указывается на склонность человека к игре и на постоянный поиск новых форм и возможностей игры. С другой стороны, ответственность за К.-с. возлагается на неумолимый технический прогресс, который вторгается и в сферу секса, создавая здесь новые потребности (делается то, что возможно сделать). Обе точки зрения отражают позиции изобретательного техно-чудака (преимущественно мужского пола) - мужчины, социализированного в мире цифр и порнографии, который испытывает сладострастие, сидя за компьютером. Часто подчеркивается, что К.-с. соответствует социальной реальности агомизированного общества. При этом указывается на типичную для К.-с. компоненту эротического самолюбования, доходящего до эгоцентризма, что является выражением страха перед близостью и привязанностью, одиночества и отделенного человека. «Так что же, общество распадается на множество мастурбирующих монад?» - спрашивал в 1993 г. журнал «Шпигель».
На самом деле сосредоточенный на себе компьютерный секс имеет ряд соблазнительных преимуществ. Пользователь не берет на себя никаких обязательств. Он может просто уйти и не должен доказывать свою состоятельность в сексе и во взаимоотношениях с партнером. Компьютерная игра может быть начата и прервана в любое время, не надо ни с чем и ни с кем считаться. Компьютер не обижается. Во время К.-с. нельзя испачкаться, заразиться или забеременеть. К.-с. может стать относительно доступным сексом в мире, где все спешат и всем некогда. К.-с. не подлежит контролю или цензуре. Здесь нет возрастных границ; можно безнаказанно нарушать все табу. Все возможно, и все разрешено. Компьютер следует за беспредельной фантазией пользователя и превращает ее в виртуальную реальность.
Согласно утверждениям в ряде работ, которые идут еще дальше, К.-с. разбивает догму о необходимости сексуального партнера. Наконец-то можно разделить любовь и секс. К.-с. освобождает взаимоотношения партнеров от секса в пользу любви. Секс, превращающий партнера в безличный сексуальный объект, может стать пройденным этапом. К.-с. доставляет некоторым такое наслаждение и доводит до таких супероргазмов, которые им не могут дать никакие любовные отношения. По мнению отдельных авторов, К.-с. дополняется новой формой любви с партнером, «которая больше не претендует на регулярные занятия сексом», как писал в 1994 г. исследователь в этой области Г. Геркен в журнале «Танго». «Технотронный секс подарит нам такие оргазмы, до которых сегодня мы доходим мучительно и долго».