СТЫДЛИВОСТЬ в интимных отношениях, стремление не выставлять напоказ отношения, существующие между партнерами, не допускать проявления интимных чувств на людях. Если чувство стыда возникает у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности, то стыдливость - это боязнь оскорбить душевность отношений. Часто стыдливость проявляется как сдержанность в разговорах об интимных отношениях, как стремление избегать упоминания о плотскосексуальном. Это присущее цивилизованному обществу чувство выполняет определённую культурную функцию. И. Кант писал, что "стыдливость представляет собой тайну природы для ограничения необузданного влечения"; он же указывал и на другую функцию этого интимного чувства, возникающего при эстетизации половых отношений: "...стыдливость служит для того, чтобы набросить таинственный покров даже на самые естественные и самые необходимые цели природы, дабы слишком уж грубое знакомство с ними не вызвало отвращения". Стыдливость - это как бы "оборонительное чувство", стремление скрыть от других людей "некоторые уголки своей жизни". Даже в античную эпоху с её культом наготы всегда существовал рефлекс женской стыдливости, выражающий определённые движения души. Превратив таинство пола в неиссякаемый родник физиологического и психического наслаждения, люди не могли не понять опасности этого открытия для цивилизации. Это наслаждение могло стать губительным для человека. Его использование следовало контролировать. Неограниченные половые раздражения могли вызвать постоянное возбуждение у представителей противоположного пола, привести к хаотичности и гипертрофированности сексуальных отношений и в конечном счёте стать гибельными для здоровья людей и разрушительными для порядка и организации общества. Ограничение наготы у некоторых народов исключительно строгое. В Южной Индии, например, издавна существует традиция, согласно которой женщины всегда должны прикрывать даже рот. Очень суровы подобного рода запреты для мусульманок.
Стыдливость не только представляет собой рефлекс человеческого сознания и обуздания полового влечения, но и ограничивает непосредственное воздействие чувственного начала. Она окутывает его покровом таинственности и таким образом дает толчок воображению, идеализации. Иначе говоря, стыдливость вызывает к жизни духовные компоненты половых отношений, тем самым, притупляя чисто физиологическое воздействие.