ФАЛЛОС (греческое phallos - мужской половой орган) - обожествление возбужденного, находящегося в состоянии эрекции мужского полового члена, фаллоса, как символа плодородия и сексуальной потенции. Культ фаллоса был широко распространен в Африке, Малой Азии, Европе, Центральной Америке, Индии и Японии. Например, у центрально- и североамериканских индейцев; по преданиям, мужчины, оснащенные масками и искусственными фаллосами, выходили на поля и там изображали символическое семяизвержение, чтобы добиться богатого урожая. В греческой античности, особенно в Афинах, куда фаллос попал, вероятно, из Малой Азии, он был связан с богами Приапом и Дионисом (приапизм). Во время больших публичных праздников в честь Диониса по улицам носили большие фаллосы; в конечном счете все напивались и отдавались своим сексуальным желаниям. Колонии были обязаны присылать в Афины огромные фаллосы в виде дани. На монетах, изображающих бога Приапа, часто можно видеть пенис как символ. Приап считался не только защитником полей, полагали также, что его фаллос охраняет от дурного глаза. Поэтому увеличенные изображения фаллоса помещались на многих домах или амулетах.
В обыденной речи и в сексологии это слово часто употребляются как синоним полового члена (пениса), но на самом деле они обозначают совершенно разные вещи. Пенис - материальный анатомический предмет, которой висит и шевелится у мужчины между ногами и с помощью которого он мочится и ведет сексуальную жизнь. Фаллос - это обобщенный символ маскулинности, включая сексуальное желание. Фаллос, который лишь по форме напоминает пенис, всегда должен быть большим, сильным, жестким, неутомимым. Фаллические культы, существовавшие у всех народов мира и занимающее важное место в мужском обыденном сознании, подразумевают не плодородие, любовь или похоть, а могущество и власть. Недаром на древних наскальных рисунках мужчины более высокого ранга изображались с более длинными фаллосами.
Один из самых распространенных светских фаллических культов - культ Вождя, которому приписываются сверхъестественные
качества и которому поклоняются рядовые члены группы. При обряде инициации, посвящения юноши в закрытое мужское
сообщество или при насильственном оголении происходит обратное - символическая демаскулинизация. Оголение, угроза
его вирильности вызывает у мужчины сильные эротические чувства, составляющие
стержень садомазохистских фантазий. Однако с точки зрения мужской группы,
подвергающей молодого человека такому испытанию, поведение его реального пениса практически не имеет значения:
если он не встает - значит, ты не мужчина, а если встает - значит, унижение доставляет тебе
удовольствие, значит, ты "гей" и, следовательно, опять-таки не мужчина. (смотри И.С. Кон "Гомоэротический взгляд и поэтика мужского тела" 2000)